психиатрия детская

Татьяна Ребекина, психиатр.

По данным института коррекционной педагогики РАО, за последние годы доля здоровых новорождённых снизилась с 48,3% до 26,5%.

Многие малыши имеют речевые и поведенческие нарушения. К счастью, ранняя диагностика и комплексная коррекция позволяют скомпенсировать имеющиеся отклонения и предупредить вторичные проблемы.

Надо признать, что и родители всегда крайне настороженно относятся к консультации у детского психиатра, такие недуги воспринимаются как постыдные.

Миф 1. Психиатр и психолог – это одно и то же.

Психиатр помогает при душевных расстройствах. Это врач, который ставит диагноз, при необходимости назначит дополнительное обследование и прописывает комплексное лечение (медикаменты, психокоррекцию, психотерапию).

Детский психиатр – это врач, прошедший дополнительное обучение, знающий возрастную психологию и психопатологию.

Миф 2. Психиатр обязательно ставит на учёт.

В нашей стране согласно Закону о психиатрической помощи обращение к психиатру – дело сугубо добровольное. Осмотр, наблюдение, лечение ребёнка до 15 лет возможно только с согласия его законных представителей – родителей, опекунов.

А с 15 лет – и с согласия самого подростка. Обязательными осмотр, наблюдение, лечение могут быть только в том случае, если ребёнок опасен для себя или окружающих.

На это требуется решение суда, которое выносится на основании доводов врача - психиатра. Родители могут отказаться от психиатрической помощи ребёнку, написав письменный отказ

Миф 3. О визите к психиатру узнают в детском саду, школе, на работе.

Согласно указанному закону, сведения об обращении или наблюдении не распространяются – они являются врачебной тайной, охраняемой законом.

Врач - психиатр может информировать только законных представителей ребёнка, следственные органы или суд по их запросу.

Миф 4. Если в детстве обращаются к психиатру, то потом не дадут водительские права.

Амбулаторные карты пациентов, снятых с наблюдения, хранятся в архиве 25 лет. Как правило, детские диагнозы не являются противопоказанием ни для вождения автомобиля, ни для устройства на работу, ни для службы в армии.

Что в состоянии ребёнка должно насторожить родителей и подсказать, что имеет смысл проконсультироваться у детского психиатра?

В раннем возрасте – общая нервность (раздражительность, возбудимость, сниженный аппетит, двигательное беспокойство, склонность к беспричинным колебаниям температуры).

В дошкольном и начальном школьном возрасте: гиперактивность, заторможенность. Стойкие однообразные игры, особенно с неигровыми предметами, например, верёвочками, палочками.

О проблемах свидетельствуют навязчиво повторяющиеся движения или действия, такие патологические привычки, как кусание ногтей, выдёргивание волос, раскачивание перед сном.

Чрезмерная склонность к фантазированию, когда ребёнок перевоплощается в образ и подолгу из него не выходит.

Нужно принимать меры при отставании в речевом и психическом развитии: недержании мочи, кала, заикании, стойких страхах, снохождении, сноговорении; нарушении выработки школьных навыков.

В подростковом возрасте: агрессивность, жестокость, склонность к уходам и бродяжничеству.

Суицидальные высказывания, ненависть к близким, замкнутость. Ограничение приёма пищи со стремлением похудеть, болезненное отношение к незначительному физическому недостатку.

Чрезмерные односторонние увлечения, которым уделяется большая часть времени в ущерб учёбе и общению.

Из-за предрассудков визит к врачу откладывается, и болезнь приобретает запущенную форму. В итоге лечение становится более длительным, прогноз ухудшается.

Пациент рано или поздно попадает к психиатру, но помочь ему уже сложнее. Не стоит искать альтернативы.

Системный подход в лечении и реабилитации детей с психопатологией позволяет достичь значительной положительной динамики.